Я Дейнега Лидия Ивановна,1932г. рождения, хочу поделиться c Теми, уже к сожалению скудными воспоминаниями, которые ещё Теплятся в моей душе. Так-как я, из-за возраста, не была участником тех событий, а лишь Слышала о них от родных и близких, ушедших в мир иной. Дедушка наш, Фесик Евдоким Васильевич 1882г.р.,был человек Волевой, активный и довольно грамотный. До революции он занимался Торговлей и имел достаток. Но когда начались революционные волнения Он понял, что к хорошему это не приведёт, свернул свой бизнес, погрузил своё имущество на телегу и с семьёй возвратился в своё село Лысевка, Тамбовской области, на Украине. В селе ему пришлось некоторое время быть председателем Сельского совета, но оставил эту должность т. к. уверовал.
В начале был баптистом, а затем убедился через слово Божие, что надо исполнять 4-ю Заповедь,стал субботником.
В это время, примерно с 25 года, на Украине да и по всей России было такое движение: люди стали объединяться в коммуны,чтобы коллективно как-то выжить. Я знаю, что в Алтайском крае было организованно до 600 коммун.
Верующие объединялись по религиозным убеждениям.Так на Украине организована была коммуна «Царство света».Объединили «в один котел» имущество, кто что имел и стали трудиться одной семьёй. Дедушка был в числе активных организаторов, кроме того, он имел хороший достаток и всё он отдал в коммуну. Люди стали беспокоиться, что Фесик выйдет из коммуны всё свое заберет, тогда всё дело рухнет.
Чтобы успокоить народ, дедушка написал отказную на всё своё имущество. В дальнейшем, когда коммуны разогнали коммунисты, членам коммуны выдавали что-то, а дедушке не дали ничего, так как он дал отказную.
Люди трудились с большим энтузиазмом и умением. Бог благословил настолько, что в течении 6-7 лет(существования коммуны) это место превратилось в райский уголок. Соблюдали грамотный севооборот. Приезжали специалисты, агрономы из Москвы(из числа Толстовцев) удивлялись откуда у простых, мало грамотных людей, такие знания и умения. Урожаи были удивительными. За эти годы люди стали отлично питаться и одеваться. Детей малых воспитывали в своих детских садах, подбирали хороших воспитателей. Чуть постарше прививали трудовые навыки. В школе обучали свои учителя. Духовная жизнь была на высоте: собрания, общие молитвы в общественной столовой. Пение постоянно и во время работы и во-время отдыха.
Но позавидовал сатана.
Коммисии ,выезжающие для инспекции вокруг лежащих колхозов видя,что в колхозах нет урожая(как объясняют из-за природных условий), а в коммуне «Царство света» отличный при этих же природных условиях, выносили руководителям колхозов и районов порицания.
Вот они и решили избавиться от «бельма в глазу».Коммуну решено было перевести в колхоз. А кто не хочет идти в колхоз –выметайся. Самых активных руководителей коммуны арестовали и посадили в тюрьму, в том числе и нашего деда Евдокима.
А бабушка с детьми скиталась по заимкам перекапывали поля, где росла картошка, собирали что находили на пропитание.,собирали клочья ото льна, делали кодри, укрывались вместо одеял.
Большенство коммунаров в колхоз не пошли, разъехались кто куда. А когда начали съежаться туда,из тех кто пошёл в колхоз, не осталось никого верующими-ни старого, ни молодого все развратились.
А те, кто стремился к единству, дорожил братством, из всех испытаний избавил Господь. И потомки:дети, внуки, правнуки ходят в Господе.
В Ст-Кузнецке, Абашево была создана коммуна,но существовала не долго,так-как быларазогнана коммунистами.
Братьями были посланны ходоки искать другое место для строительства коммуны. Нашли в Томской области Кожевниковский в 100 км. г Томска,20 км. от района Глуш, холмистая местность,окопки. Поля девственные, никем никогда не обрабатываемые. Заболоченная речушка текла. Вдали от людей, казалось бы-кому помешает горстка людей- руженников, пусть себе возделывают землю и живут. Стали съезжаться люди ото всюду. Из Сталинграда приехали-построили посёлок под названием Сталинградцы. Из Барабинска-поселок Барабинцы, из Бизка-Бийский.Наш поселок назывался Уральский, т.к. многие братья из Урала. Животных не было, техники никакой.Вскапывали землю лопатой, женщины на себе таскали плуг. Сажали, сеяли. Строили избы. Климат суровый, снега, морозы до 40 градусов. Лето короткое 3 месяца, надо всё успеть. Но дни длинные, светло от зари до зари, спать некогда. За 3 месяца успевали вырастить овощи и рожь, пшеницу, горох, просо, маш. Питались общей столовой.Собрания,пение, молитвы.
Но, не долго: с 1934г. По 1937г. В 1937г добрались и в эту глуш. Забрали мужчин и расстреляли как врагов народа за « антисоветскую деятельность».Только из нашей семьи арестовали и расстреляли д. Евдакима (50 лет) и его сыновей-Ивана(30 лет) моего отца, и Петра (25 лет). Приехали ночью и забрали с постели. Дяди Петра дома не было, он был в командировке в г.Томске.И возвратился утром. Его не арестовывали, но он увидев, что другие арестованы, добровольно вошел в их среду. Бабушка плакала и просила его не делать этого, но он ответил: «куда братья, туда и я». Арестовали их в июле, а в ноябре 1937г по решению « тройки» расстреляли. В декабре приехали и забрали остальных братьев.
Забрали и нашего другого дедушку(по матери) Сидора Караченцева (50 лет) и его сына Степана (23-25 лет)и тоже расстреляли.
Остались одни женщины и дети. Коммуны не стало, стали жить единолично кто-как сможет. В 41г началась война, стали призывать подростающую молодежь идти на фронт убивать, защищать Родину. Очень не многие согласились идти на фронт. И все, кто пошел (Недяк Михаил, Губский Павел), в первых боях были убиты.
В основном же ребята отказались идти убивать. За это их расстреляли. Это из Гвоздиковых Володя(26 лет),Федор(23 лет) и Вася (20 лет),Бобришовы,Тимченковы и др. Начали организовывать колхоз. Кто не вступал отбирали землю. Многие разъехались, в основном в Среднюю Азию. Из оставшихся почти никто не остался верным Богу. Молодежь развратилась. Стали «пить беззаконие как воду». В настоящее время там, где некогда был рай, процветает ад во всей своей красе:пьянство и разврат. Из верующих есть лишь еговисты.
Записанно 7 июня 2006 года.